09 ноября 2024
Выступая на Международном детском форуме, депутат Госдумы РФ, доктор философских наук, профессор Олег Смолин нашел свои, теплые и простые слова, напомнив мальчишкам и девчонкам: им вести корабль по имени «Россия». А потом - высокий, подтянутый, в очках с дымчатыми стеклами - он с помощью помощника подошел к роялю, и в зале зазвучала классическая музыка...
-У нас в политике «долгожителей» кот наплакал. А вам, инвалиду по зрению, первому заместителю председателя Комитета Госдумы РФ по науке и образованию, выдали диплом как депутату, который пятикратно избирался по одномандатному избирательному округу. Легко ли быть государственником?
- Моя биография политика - путь от народного депутата РСФСР, депутата Совета Федерации первого созыва до депутата Госдумы РФ второго, третьего и четвертого созывов. А ведь ни в школе, ни в студенческие годы я не мечтал стать законодателем. Были другие планы на жизнь. В первый раз в депутаты меня буквально вытолкало руководство родного Омского государственного педагогического тогда института, а ныне университета.
Работая в парламенте, я наблюдаю, как здесь растет число лоббистов - нефти, газа, водки, табака... И все меньше и меньше лоббистов здоровья, образования, культуры, инвалидов, детей, пенсионеров, тех, кто озабочен развитием человеческого потенциала страны. Возникает пугающее ощущение: если ты уйдешь, то некому будет поднять голос в защиту простых людей.
Когда-то Михаил Жванецкий подметил: легче разговаривать с сотней людей, у которых все есть, чем с одним, у которого нет ничего. Ко мне на прием, как правило, ходят те, у кого ничего нет или мало что есть. И каждый раз я чувствую себя словно виноватым за грехи парламента, правительства, грехи всех властей.
- Откуда эта глубокая совестливость?
- Наверное, виноваты гены и воспитание. Моя родина - Сибирь, Омск. Рода я не княжеского и не
боярского, вслед за тургеневским Базаровым могу повторить: «Мой дед землю пахал». Горжусь своей родословной. Один дед крестьянствовал на Волге, другой на Украине, что не помешало обоим пострадать в коллективизацию. В памяти неграмотная, но добрейшей души бабушка-украинка.
Мама преподавала литературу и русский язык. Отец учил ребят математике и физике, в военное лихолетье был пулеметчиком, а после Победы стал директором сельской школы. Они вместе поднимали целину. Там, в селе Полудино на севере Казахстана, я и родился. Иные родители, узнав, что их сын -инвалид первой группы по зрению, растерялись бы, окружили его жалостью. Старшие Смолины оказались мудрыми. И сделали всё для того, чтобы развитие мальчика ни в чем не уступало сверстникам. А я просил читать все новые книги, подрастая, жадно постигал мир.
Олимпиады, занятия музыкой, шахматные турниры...
Затем исторический факультет Омского пединститута. Сестренка, мама, друзья-однокурсники озвучивали страницы учебников. Ленинская стипендия, первый разряд по шахматам, вокально-инструментальный ансамбль. И - увлечение философией.
После института преподавал в вечерней школе, потом стал аспирантом родного вуза. Поступив на заочное отделение философского факультета Уральского университета, через год защитил кандидатскую. Меня ждала наука. Но с перестройкой в нашу жизнь властно ворвались политические ветры.
- Приходится слышать: люди, нуждающиеся в социальной защите, - ветераны, инвалиды, беспризорники стране не нужны.
- Берусь утверждать, что они нужны не меньше, чем страна нужна им. Самые выгодные вложения государства - вложения в человека. Хотя это и приходится многим доказывать.
Год назад, накануне президентского послания о материнском капитале, мы в Госдуме рассматривали несколько законопроектов в интересах детей. Их отклонили. Я попытался объяснить депутатам элементарную вещь: единовременное пособие в 30 тыс. руб. для второго ребенка в семье, о котором тогда шла речь, человек, став взрослым, окупит в виде налогов за полгода. Работая, он возместит эти затраты в 60-80-кратном виде...
Один из депутатов возразил: «Ну что вы все про деньги!.. Давайте лучше про мораль».
Я невольно подумал, что этот призыв к морали - Иудушки Головлева.
Та же ситуация с инвалидами. Не все знают, что четверть нобелевских лауреатов в мире - люди с ограниченными возможностями по здоровью. А это десятая часть населения. Мы не сможем развивать общество, не создав возможности для их самореализации, учебы, работы, спорта, культуры.
Не будь потенциала инвалидов, общество бы недосчиталось многих выдающихся деятелей. Мир потерял бы глухого Бетховена, лучшего президента США ХХ века Франклина Рузвельта...
А между тем по показателю развития человеческого потенциала (складывается из благосостояния, долголетия и образования) Россия с 34-го места в мире в 1992 г. сошла ныне на 65-е место. По уровню жизни мы, по разным оценкам, занимаем от 65-го до 102-го места в мире. Ситуация со здоровьем известна.
Как о достижении с парламентской трибуны недавно прозвучало, что российский бюджет рассчитан на продолжительность жизни мужчины 59 лет... Я направил запрос: сколько надо вложить денег, чтобы этот показатель не снижался, а увеличивался постоянно хотя бы на один год?.. Ответа пока не получил.
- Вы - автор 8 солидных книг, посвященных проблемам российского образования, разработчик многих десятков соответствующих законов...
- Хочу сразу уточнить. Большинство разработанных при моем участии законов действовало до принятия Закона о монетизации, до 2005 г. Монетизация отменила 112 действующих законов, еще в 152 были внесены изменения, в большинстве своем антисоциальные.
Так что достижений образовательного законодательства значительно меньше, чем проблем.
Три года назад правительство наметило перевести российскую школу на частично платную основу. К счастью, общими усилиями образовательного сообщества мы вынудили министерство отступить от этой идеи. Защитили - пока! -право граждан страны на полноценное школьное образование.
Радует, что Президент РФ поддержал наше требование - вернуть стране обязательное полное среднее образование, дать каждому ребенку возможность окончить 11 классов. Образование станет не просто «общедоступным», как ныне, а «обязательным». Ведь, по официальным данным, более 2 млн детей его не получают.
Недавно Госдума приняла важный закон о бесплатном профессиональном высшем образовании с бесплатной довузовской подготовкой для ребят, отслуживших срок по контракту в армии.
Если говорить о минусах, то это сокращение бюджетного набора студентов: за три года - 25%, усиление налогообложения образования, что ограничивает доступ к знаниям для людей с небольшим доходом, сокращение отсрочек от армии для студентов, для учащихся техникумов и ПТУ после 11 классов отсрочки вообще ликвидированы.
Немало копий сломано вокруг единого госэкзамена. Будь он одной из форм испытаний для учеников, - никто бы не возражал. Но он вводится в принудительном порядке. И меняет ориентиры школы: вместо развития творческих способностей - натаскивание на решение тестов.
Болевая тема - замедление темпа роста заработной платы - в образовании, медицине и не только здесь. Было обещано, что реальная зарплата интеллигенции вырастет с 2005 по 2007 г. в 1,5 раза. Однако на практике цены на товары первой необходимости из года в год опережают темп роста зарплаты.
Не могу обойти Закон об автономных учреждениях. Медицина из-под него пока выведена. И это радует. Что касается учреждений образования, науки, культуры, соцзащиты, то им грозит «ползучая» частичная приватизация. А значит, рост платных услуг, по которым мы и без того лидируем. Если в Германии число бюджетных студентов более 90%, во Франции - более 80%, то у нас - менее 45%!..
- Как вы оцениваете подготов ку медицинских кадров?
- Глубоко убежден: наши врачи по уровню квалификации занимают передовые позиции в мире. Еще сохранилась широкая общемедицинская подготовка специалистов, настроенных лечить не отдельный недуг, а больного в целом. Отрадно, что оснащение медтехникой во многих учреждениях, пусть пока и не всюду, стало соответствовать европейскому уровню.
Конечно, здоровье нации зависит от медицины лишь частично, в основном - от других сторон жизни. Напомню данные Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике: средняя пенсия по отношению к прожиточному минимуму в 2006 г. упала на 25%. В этом году она будет на 21% ниже, чем в 2005 г...
Тревожит будущее российского медицинского образования. Ссылаясь на Болонский процесс, чиновники подстраивают перечень специальностей в медицине под евро-стандарты, сокращая специальности, которыми здравоохранение гордилось. Как-то, будучи в Омске, я спросил главу сельской администрации: «Почему местный бекон стал каким-то безвкусным?» Тот пожал плечами: «Перешли на евростандарты...»
Так что на евростандарты надо переходить лишь тогда, когда они выше наших. А иначе - для чего огород городить?
О двухуровневом образовании. Сегодня по выбору вуза и студентов возможна подготовка как специалистов, так и бакалавров и магистров. Новый закон предполагает принудительный переход на магистратуру. Причем отводит на обучение бакалавра не 4 года, как ныне, а 3-4 года. Значит, будут экономить... Как заметил один из руководителей медицинского университета, трехлетний бакалавр в России всегда назывался фельдшером. В законопроекте есть и другие спорные позиции.
- Вопрос первому вице-президенту Паралимпийского комитета: что надо сделать для поддержки инвалидов-спортсменов?
- Государство должно не мешать, а помогать каждому, в том числе и инвалиду, заниматься собственной реабилитацией. Если бы телевидение показывало, как незрячий спортсмен или спортсмен без ноги спускаются на горных лыжах, как плавает человек, у которого нет руки и ноги, как бежит 100-метровку женщина на протезах, - я уверен! -это имело бы мощный отзвук. У нормального человека должна возникнуть реакция: если они это могут, то и я - здоровый в силах добиться своего в жизни...
На днях на коллегии Министерства культуры я напомнил: на Западе в международную декаду инвалидов представителей власти принято временно ставить в положение инвалидов - кому-то завязать глаза, заткнуть уши, кого-то посадить на инвалидную коляску... Для того чтобы они прочувствовали чужие проблемы.
Как человек гуманный, я не за то, чтобы повторять это у нас. Но я предложил работникам министерства хотя бы два раза в год посещать мероприятия с участием инвалидов, побывать на предприятиях, где они работают. Финансовая недостаточность нередко - следствие сердечной недостаточности не в медицинском, а в моральном смысле этого слова. Надо, чтобы здоровые лучше понимали инвалидов. Тогда они будут больше ценить жизнь.
- Как вы отдыхаете, снимаете стресс?
- Помогает поэзия. Люблю вспоминать Баратынского, Фета, Тютчева. В минуты, когда, казалось бы, совсем худо, сажусь за рояль или включаю синтезатор: поиграешь Моцарта, Чайковского - и снова чувствуешь себя бойцом.
Беседу вел Михаил ГЛУХОВСКИЙ.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru