23 декабря 2024
Если Национальному проекту «Здоровье» суждено быть продолженным, то следующим этапом в его реализации должно стать развитие онкологической службы России. Таково мнение главного онколога Сибирского федерального округа, главного врача Иркутского областного онкологического диспансера Виктории ДВОРНИЧЕНКО. Вряд ли можно сомневаться в том, что данную позицию разделяют руководители онкологических служб других регионов страны.
- Необходимо создавать условия для оказания эффективной онкологической помощи больным, которых еще недавно считали неперспективными, а вложение бюджетных средств в эту область медицины называли бессмысленным, - уверена Виктория Дворниченко. - Успехи современной онкологии в лечении многих форм злокачественных новообразований доказывают, что перспектива есть, и списывать наших пациентов со счетов, ссылаясь на неизлечимость болезни, нельзя. Сегодня у нас появляются больные 40-, 30- и даже 25-летние, и мы обязаны обеспечить им нормальный процент выживаемости. Вообще, если признано, что демографическая ситуация в стране удручающая и необходимо изменить эти показатели в лучшую сторону, онкологическая служба не должна быть в стороне, потому что по заболеваемости у нас второе место среди всех нозологии, по смертности - третье.
По мнению главного специалиста-онколога СФО, показатели смертности от онкозаболеваний, показатели выявляемости и ранней диагностики должны быть на контроле у администрации любого региона. Субвенции из Федеральной программы «Онкология», участие регионов в различных общественных проектах, внебюджетные источники финансирования - все это, безусловно, полезно. Однако не следует сбрасывать со счетов и возможность финансирования онкологических учреждений из средств региональных бюджетов. На средства федерального и регионального бюджетов ведется строительство нескольких корпусов для Иркутского областного онкологического диспансера.
- В течение десяти лет наша стройка была «заморожена», и лишь недавно - со сменой команды в администрации области - строительство возобновилось, - продолжает Виктория Владимировна. - В ближайшие месяцы нам обещают сдать в эксплуатацию первый пусковой комплекс, здесь разместятся хирургическое отделение на 10 операционных столов, отделение интенсивной терапии, стационар и централизованная стерилизационная. До конца 2008 г. планируется возвести поликлинику, лабораторно-диагностическое отделение и административный корпус. Завершающим этапом станет постройка радиологического корпуса. Нам повезло, у нас уже в течение 8 лет параллельно с федеральной реализуется областная целевая программа «Онкология». Мы имеем хорошее финансирование на оснащение, санпросветработу, на подготовку кадров не только онкологов, но и врачей общелечебной сети по ранней диагностике рака. Даже без какого-то нажима администрация Иркутской области идет нам навстречу.
При этом надо отметить, что сама доктор Дворниченко год назад стала депутатом областного Законодательного собрания. Очевидно, что одна из целей похода любого главного врача в депутаты - намерение донести проблемы отрасли до законодателей и исполнительной власти, желание добиться решения этих проблем. Правильно ли это? Сложный вопрос. На мой взгляд, так быть не должно, главный врач призван не политикой заниматься, а организацией помощи больным. Однако так уж в России устроено: руководитель ЛПУ с мандатом депутата в кармане имеет значительно больше шансов чего-то добиться, что-то решить. Зато в Иркутске будет новый онкологический диспансер, а в том же Новосибирске специализированных коек для лечения онкологических больных явно недостаточно, однако о расширении мощности областного или городского онкодиспансеров и речи не ведется.
Иркутская область и Красноярский край занимают очень большие территории, здесь много удаленных от центра и друг от друга населенных пунктов, из-за чего оказание медицинской помощи требует дополнительных изменений в организации. В Приангарье такие изменения уже происходят.
Главное - освоены и внедрены в практику работы областного онкодиспансера многие виды высокотехнологичной помощи. От тех квот, которые предоставляет федеральный центр, иркутские онкологи не отказываются, но если пациент не может найти средства выехать за пределы региона, он имеет возможность получить высокотехнологичную помощь здесь. Кроме того, в 2006 г. произошло объединение всех онкодиспансеров на территории области - Ангарского, Иркутского, Братского и Усолье-Сибирского – в единое учреждение «Областной онкологический диспансер» с общим коечным фондом 700 единиц. Объединение позволило оказывать за счет средств ОМС специализированную онкологическую помощь в полном объеме в межрайонных отделениях диспансера, а базу Иркутского подразделения использовать преимущественно для оказания высокотехнологичной помощи, что делает ее более доступной населению области.
Когда диспансеры, расположенные в районах области, были муниципальными, химиотерапия там не была развита в полном объеме, потому что не хватало бюджетных средств. Данный метод лечения был ограниченно доступен: даже при желании врачей назначить правильную схему было трудно приобрести необходимые препараты, большую часть медикаментов пациенты покупали сами. Теперь, после объединения, в районах организованы настоящие химиотерапевтические отделения, решена проблема их медикаментозного обеспечения. При этом иркутские онкологи пришли к выводу, что значительный объем помощи можно оказывать амбулаторно или в условиях дневного стационара. Уже созданы кабинеты амбулаторной химиотерапии и амбулаторной лучевой терапии, что решило проблему недостающих коек.
Все признают: в России не развита система диспансерного наблюдения, это касается и онкологических больных. Правильная работа с диспансерными группами позволила бы существенно снизить затраты на лечение запущенных форм и рецидивов онкозаболеваний. По оценке главного специалиста, в регионах Сибирского федерального округа по ранней выявляемости онкопатологии хорошо работают Алтайский край, Томская и Иркутская области - это регионы, где организована система диагностики и оказания онкологической помощи, начиная с первичного звена, с ФАПов. Но улучшение показателей в онкологии в целом начнется лишь тогда, когда данный принцип будет работать системно и повсеместно.
- Мы применяем дорогостоящие виды лечения, потому что изначально поздно выявляем рак и начинаем лечить его в поздних стадиях, увеличивая затраты в десятки и сотни раз, - говорит Виктория Дворниченко. - Хочется, чтобы Национальный проект «Здоровье» продолжился, и вслед за реализацией тех, безусловно важных, направлений, которые в нем обозначены сейчас, были бы решены и не менее важные вопросы онкологии. Необходимо укрепить базу онкологических диспансеров в плане штатов, коечного фонда, оборудования и технологий для оказания всех видов помощи, в том числе паллиативной. Необходим перевод химиотерапии на амбулаторный этап, появление амбулаторной лучевой терапии, развитие системы ранней диагностики онкозаболеваний. Кроме того, на мой взгляд, целесообразно создание нескольких хорошо оснащенных радиологических корпусов при крупных онкологических диспансерах, которые могли бы реализовать себя как межрегиональные. Для Сибирского федерального округа - а это 16 регионов - хватило бы четырех-пяти таких корпусов. В одиночку построить и технически оснастить самым современным оборудованием радиологический корпус каждая из территорий не сможет, а идея межрегиональных центров позволяет решить проблему доступности данного вида помощи онкологическим больным.
Елена БУШ,
соб. корр. «МГ».
Иркутск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru