Вы здесь

Преодолевая барьеры

Статистика ужасает. Только за минувший год в России были убиты или подверглись покушению более 800 детей. Это стало возможным не только потому, что маньяки свободно разгуливают по улицам, но и потому, что дети порой оставлены вниманием взрослых. Им не хватает нашей заботы, любви, понимания. Поэтому хочется сказать: «Подарите детям чувство защищенности», как это смогли сделать в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 44 Москвы для детей с ограниченными возможностями.

...Двери растворились, и из здания школы вышла-выехала небольшая группа ребят во главе с медицинской сестрой. Кто-то из них сидел в инвалидной коляске, кто-то опирался на трость, а кто-то почти повис на хрупких плечах девушки в белом халате. У 9-классников по расписанию урок здоровья, включающий не только прогулку на улице, но и занятия лечебной физкультурой, получение массажа и других процедур.

А у 6 «а» класса в эти минуты - урок биологии. Четверо ребят, сидя на скамейке с книгами в руках, старательно отвечают на вопросы педагога, находя в окружающем их растительном мире многое из того, о чем читали-слышали.

Упорный труд, сопряженный с двигательной активностью, для этих ребят самое главное. У каждого из них своя история, но у всех один и тот же диагноз - детский церебральный паралич, причем почти у половины учащихся -тяжелой степени, а значит, самостоятельно они передвигаться не могут, нуждаются в постоянной посторонней помощи. Даже соблюдение санитарно-гигиенических норм для них огромная проблема, так как обслуживать себя они не в состоянии.

- У 83% наших детей имеются интеллектуальные нарушения различной степени -вербального и невербального мышления, функций памяти и внимания, - рассказывает заместитель директора школы-интерната по лечебной работе Алла Слепченко. -У 93% учащихся - нарушения речи.

Помимо основной патологии, у 94% регистрируется сопутствующая - симптоматическая эпилепсия, неврологические расстройства, заболевания мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта, органов зрения и др. Словом, контингент учащихся сложный. В школе дети не просто учатся, но и получают лечение, восстановительное, конечно же. За их здоровьем следят шесть врачей, кстати, все имеют высшую квалификационную категорию (педиатр, терапевт, невролог, психиатр, ортопед, физиотерапевт), и 14 медицинских сестер. Медики ведут работу совместно с психологами и логопедами-дефектологами.

Курс реабилитационно-восстановительного лечения учащимся подбирается сугубо индивидуально, с учетом особенностей, возраста, состояния и включает медикаментозное лечение, ортопедическую коррекцию, лечебную физкультуру, массаж, различные виды физиотерапии и т.д. Безусловно, совместить учебу и получение комплекса реабилитационных мероприятий непросто, но здесь все тщательно продумано и просчитано в интересах каждого ребенка.

- Проблемы детей становятся нашими общими проблемами, - говорит старшая медицинская сестра Тамара Борзикова.

- Над их решением мы трудимся вместе. Поэтому всякое достижение ребенка для нас праздник. Начал самостоятельно садиться - мы рады. Пальцы руки зашевелились - победа. Шнурки или бантик завязал - восторг.

Минувший сентябрь для них стал точкой отсчета. Собравшись во дворе только что построенной школы, они изучающе посматривали друг на друга.

- Когда я увидела на школьной линейке столько нарядных, красиво одетых, но беспомощных ребятишек в инвалидных колясках, с костылями, ходунками, расплакалась, - вспоминает заместитель директора по лечебной работе Алла Слепченко.

- А я, - добавляет учитель физкультуры Алла Зайцева, - была просто раздавлена, настолько ощутила свою ненужность: какая физкультура, что мне делать с такими детьми? Хоть опыт работы у меня и большой был, но все ж со здоровыми...

Сейчас все страхи позади. Преподаватель физкультуры стала для ребят любимицей, а медицинские работники - друзьями. Установлению доверительных отношений способствовало не только искреннее желание помочь детям, но и участие в совместных мероприятиях. Так, в спортивных конкурсах, днях здоровья, всевозможных соревнованиях участвуют все без исключения сотрудники школы-интерната. Здесь сделано все, чтобы дети беспрепятственно передвигались как на инвалидных колясках, так и на собственных ногах, создана так называемая безбарьерная среда. Широкие двери, просторные помещения, везде поручни - в коридорах, классах, на улице и даже в туалетах.

Школьный комплекс площадью 21 тыс. м2 включает в себя учебный, лечебный, спальный, административный корпуса. Медицинский блок оснащен кабинетами: электролечения, бальнеотерапии, ингаляторием, тренажерным залом, залом ЛФК, баром для получения кислородных коктейлей, установкой «горный воздух»...

Но стены - ничто без человеческого тепла. А им здесь щедро делятся взрослые. Для детей создан мир равных возможностей, где можно получить не только среднее общее образование, но и профессиональную подготовку по специальностям: швея, озеленитель, оператор ЭВМ и др. Результат совместных усилий не замедлил сказаться. Хоть ребята и поступают в школу с 12 лет, когда уже сформированы патологические стереотипы поз и движений, что снижает эффективность реабилитационных мероприятий, тем не менее у 78% детей, по словам Аллы Слепченко, отмечается положительная динамика, улучшилась мелкая моторика, рисунок ходьбы, устойчивость во время передвижения.

Но главное - здесь дети себя чувствуют защищенными и любимыми. А это самое важное для развития.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru