Вы здесь

Мертвый принц

Елена Гуро (Элеонора Генриховна фон Нотенберг, 1877-1913) начала печататься в 1905 г. Занималась живописью, иллюстрировала свои произведения. С 1910 г. сотрудничала в футуристических сборниках, примкнув к кубофутуристам. При жизни издала две книги, в которых ощутимо влияние символистов, чуждое, впрочем, их устремленности к религии и мистическому опыту.

Творчество Гуро пронизано искренней, порой застенчиво скрываемой любовью к жизни, которая чаще всего трагична, ибо буржуазно-мещанская повседневность калечит носителя этого «дара жизни».

Миф стал частью ее жизни

По линии отца Елена Гуро происходила из старинного французского рода маркизов де Мерикуров, которые, бежав от Французской революции 1789 г. , перебрались в Россию.
Детские годы Гуро прошли в псковской деревне Новоселье. В 8-летнем возрасте она начала рисовать и сочинять стихи. В 1890 г. поступила в Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств. В 1903-1905 гг. занималась в сту-дии художника Я.Ф.Ционглинского, где познакомилась с будущим мужем – композитором и художником М.В.Матюшиным. Гуро увлеклась символизмом М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова. Среди ее интересов был и неоимпрессионизм, она входила в импрессионистскую группу Н.И.Кульбина, известного своими экспериментальными устремлениями левого толка. Цветовые идеи-эксперименты Гуро стали основой научной теории цвета, впоследствии разработанной Матюшиным и его учениками в начале 20-х годов.

Помимо живописи, Елена Гуро изучала теорию стиха, где ее эстетика также носила выраженный отблеск символизма. «Тихую мелодию обескровленных слов Гуро пыталась переводить на разговорный язык», – вспоминал позднее футурист Б.К.Лившиц.

Первая публикация прозы Гуро состоялась в 1905 г. , в 1909 г. вышла первая ее книга стихов и рассказов «Шарманка». С 1910 г. Гуро сблизилась с футуристами, приняв некоторые из их эстетических постулатов. В 1912 г. в Петербурге была издана вторая ее книга – «Осенний сон», в которой отразилась одна из главных тем ее творчества – миф о «незабвенном В.В.Нотенберге», ее «воздушном сыне», будто бы умершем во младенчестве. И эта тема стала главной тайной Елены Гуро. Сама она так вжилась в этот миф, что заставила поверить в него многих людей, в том числе из своего близкого окружения. Многие среди знакомых художницы были уверены, что «умерший сын» – реальное событие ее биографии. До сих пор даже в некоторых искусствоведческих работах слышны отголоски этого мифа, этой мрачной литературной игры, принятой за достоверные факты.

Однако если слишком долго играешь в какую-то игру, то можно ненароком заиграться в нее, не заметив, как она стала главной частью жизни, определяющей всё остальное – и форму, и содержание, и детали, и общий фон, вытесняющей то, что противоречит игровому сюжету или индифферентно по отношению к нему.

Футурист В.В.Каменский, искренне поверивший в миф об «умершем сыне», писал: «...доля Елены Гуро в том была, что потеряла мать единственного сына-младенца и не могла смириться с горем. Ежечасно видит его растущим, игрушки, книжки с картинками покупает ему и на его детский столик кладет, и ему стихи, сказки сама пишет, рассказывает. И больше – пишет с него портреты, одевая сына по степени возраста».

Трудно было не поверить в то, о чем неловко спрашивать напрямую, но что столь очевидно вытекает из всего образа жизни человека, проявляясь в таких мелочах, которые подчеркнул Каменский.

«Я еще не знал тогда, какие глубокие личностные причины заставили Елену Генриховну переключиться в этот непонятный мне план, какие сверхчеловеческие усилия прилагала она, чтобы сделать бывшее небывшим и сообщить реальность тому, что навсегда ушло из ее жизни», – вторит Каменскому Лившиц.

Памяти своего «незабвенного единственного сына В.В.Но те н бе р-га» Гуро посвятила пьесу «Осен ний сон». Главный ее герой – 18-летний принц Гильом, барон Вильгельм фон Кранц, застенчивый, неуклюжий, романтически настроенный юноша, отказавшийся от карьеры военного, умирает от пустяковой царапины (здесь Гуро странным образом предсказала обстоятельства смерти композитора-символиста А.Н.Скрябина, умершего от заражения крови после неудачного бритья), а на самом деле – не вынеся тирании отца и издевок приятелей.

Попытка психиатрического анализа

Обстоятельства биографии Елены Гуро становятся материалом для психиатрического анализа. При этом разные врачи сочтут свою диагностическую гипотезу вполне мотивированной, опираясь на тот самый миф Елены Гуро. Но вот что удивительно: разные психиатрические школы и даже разные в личностном отношении специалисты, скорее всего, смогут поставить художнице разные диагнозы, используя в качестве аргументов одни и те же факты ее биографии.

Один психиатр имеет право сказать: явно нелепые и вычурные построения, которым оказались подчиненными весь быт и вся жизнь последних лет Елены Гуро, имеют шизофреническое происхождение. Аргументируя этот диагноз, специалист использует воспоминания Каменского, констатировавшего изощренную вычурность бытового антуража Гуро, ее нелепое в глазах любого постороннего обывателя поведение, подчиненное бредовой фабуле и заставляющее покупать мифическому ребенку игрушки и одежду.

Другой психиатр констатирует здесь истерическое расстройство личности, аргументируя свою точку зрения тем, что поэзия Гуро, с ее всё еще модным в то время символизмом, обладает сентиментальностью и часто ложной многозначительностью, свойственными поверхностному ассоциативному мышлению истерика. Лыком в эту диагностическую строку станут и характерные для поэзии Гуро эпитеты, о которых говорил Лившиц, а историю об «умершем сыне» такой врач отнесет к «синдрому Мюнхгаузена по доверенности», когда пациент-истерик, стремясь создать флер собственной значимости и обратить на себя внимание окружающих едва ли не любой ценой, избирает для этого мнимую болезнь собственного ребенка.

Третий психиатр, возможно, попытается поверить в миф Елены Гуро, поставив ей диагноз посттравматического стрессового расстройства, мотивируя свою точку зрения тем, что мнение о ее ребенке как о реально существовавшем встречается в некоторых авторитетных работах, которым нет основания не верить. Эта клиническая позиция объясняет поведение убитой горем матери, не желающей смириться со своей потерей. Но, увы, несмотря на авторитет некоторых мемуаров, такая точка зрения противоречит действительности, а длительность и устойчивость симптоматики Гуро противоречат этому диагнозу.

А четвертый психиатр обратит внимание на то, что эпохе, в которой жила Елена Гуро, были весьма свойственны карнавальные качества и мистификации, вспомнив при этом и желтую кофту В.В.Маяковского, и цилиндры Д.Д.Бурлюка и С.А.Есенина.

В балаганном ряду

Этот период времени сопровождался тотальной театральностью жизни культурного (и не только) истеблишмента – название пьесы А.А.Блока «Балаганчик» могло бы стать именем и сутью эпохи, завершившейся вполне театральным фарсом, гримирующим революционеров-подпольщиков накануне октябрьского переворота; и не случайно такой устойчивой оказалась легенда о бегстве А.Ф.Керенского, будучи переодетым в женскую одежду, – этот миф оказался стилистически конгруэнтен эпохе. Неслучайно этому времени сопутствовало бурное развитие театрального искусства: МХТ К.А.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Елена Генриховна Гуро оказалась в этом театральном балаганном ряду одним из действующих лиц, одновременно являясь и исполнителем. Она вырезала из полена собственного воображения куклу по имени Вильгельм и дала ей умереть, дабы получить возможность оплакивать ее в дальнейшем.

Подытожив и суммировав карнавальные эпизоды истории российской (и мировой) культуры начала ХХ в., четвертый психиатр заключит, что диагностических данных, позволяющих достоверно судить о характере психопатологии Елены Гуро, недостаточно, а те, что имеются, могут быть трактованы с точки зрения миновавшей эпохи как вариант эксцентричной, но всё же нормы, заметив в заключение, что более точный диагноз был бы возможен при длительном наблюдении за пациенткой. Увы, это невозможно: Елена Генриховна Гуро умерла в 1913 г. от лейкемии.

Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Института
ментального здоровья.
Северный государственный медицинский университет.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru