03 января 2025
Заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Российского университета дружбы народов профессор Валерий МАРИЛОВ уже знаком нашим читателям. Много лет он работает в такой области науки, как психопатология, являясь специалистом по психосоматическим нарушениям и культуральной психиатрии. Им написано несколько учебников и учебных пособий для студентов, специализирующихся на медицинской психологии. Сегодня он рассказывает о клинике психических нарушений при СПИДе.
- Одной из загадок современной медицины, не имеющей аналога в истории медицинской науки, несомненно, является синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). По своей злокачественности и степени летальности он напоминает страшные эпидемии Средневековья.
Психические нарушения при синдроме приобретенного иммунодефицита весьма разнообразны и могут включать в себя практически весь спектр психопатологического реагирования, начиная с невротических депрессивных реакций и кончая выраженным психоорганическим синдромом и органической деменцией. Проводя исследования, мы обнаружили, что психические расстройства возникают не только у заболевших СПИДом, но и у серопозитивных носителей вируса иммунодефицита человека, у которых еще нет признаков этого заболевания (так называемая группа риска).
ВИЧ поражает непосредственно клетки центральной нервной системы, что и может привести к психическим расстройствам задолго до признаков снижения у больного иммунитета. У многих больных СПИДом за несколько месяцев, а иногда и лет до манифестации заболевания отмечаются апатия, чувство изоляции и одиночества, летаргические явления и другие психические нарушения, чаще на субклиническом уровне.
Уже много позже появляются клинические признаки собственно СПИДа в виде лихорадки, обильного ночного пота, диареи, лимфаденопатии, пневмонии. При этом становятся также клинически завершенными и более выраженными и психические расстройства, в формировании которых участвуют как соматогенные, так и психогенные факторы в виде реакции личности на сам факт заболевания СПИДом (так называемая внутренняя картина болезни). Реакция на болезнь проявляется по-разному: от адаптивного варианта до выраженного патологического, на формирование которого, как и при других хронических заболеваниях, влияют многие факторы. При этом имеет значение не только интенсивность угрозы для жизни, но и природа биологической индивидуальной ответной реакции. В любом случае факт заболевания СПИДом расценивается пациентами как проявление психологического дистресса.
Психические расстройства в рамках реакции личности на факт заболевания (аффективные расстройства, личностные изменения, так называемая психологическая дезорганизация - изменение поведения, исчезновение карьерных мотиваций, выраженная ипохондризация) часто отличаются явной атипичностью, обусловленной именно органическим поражением мозга.
Мы отмечали и характерные для СПИДа нарастающие нарушения интеллекта. В начале заболевания они еще мало выражены и могут быть упущены при обычном психиатрическом осмотре. В таком случае необходимо применение нейропсихологических тестов в динамике. Только их учет позволяет зафиксировать нарастание деменции.
Из функциональных психических нарушений чаще всего встречаются симптомы тревоги и депрессии, нередко с суицидальными идеями, выраженная ипохондризация, кратковременные реактивные психозы, паранойя, шизофреноформный психоз. Тревога, как правило, сопровождается паникой, полным снижением аппетита, бессонницей, а также чувствами безысходности и гнева, нередко направленного на врачей. Для больных характерна повышенная чувствительность к любым лекарственным средствам.
Исследования показали, что депрессия нередко бывает первым симптомом СПИДа. Хотя суицидальные мысли у больных с синдром иммунодефицита встречаются довольно часто, реализуются они главным образом у лиц с характерологическими (психопатическими) особенностями, а также у людей, которые были свидетелями медленного угасания и нелегкой смерти близких или друзей от этого заболевания. Весьма характерны для больных и обсессивно-компульсивные расстройства. Они могут возникать вторично после появления депрессии или изолированно от нее как самостоятельное психопатологическое образование. Возникают навязчивый страх смерти, овладевающие человеком представления о процессе умирания, многочасовые навязчивые обследования своего тела перед зеркалом в поисках специфической сыпи или подозрительных пятен. Иногда у некоторых больных появляются навязчивые мысли о том, что они могут заразить бытовым путем своих родственников. Существуют данные о больных со сложной психопатологической картиной, требующей дифференциальной диагностики, страдающих эндогенными заболеваниями. Психотические состояния могут длиться месяцами и непосредственно предшествовать органическому поражению головного мозга и деменции.
Нужно подчеркнуть, что многие психопатологические симптомы СПИДа похожи на переживания больных раком в терминальной стадии. Это наводит на мысль об универсальности психопатологического реагирования в условиях тяжелого, неизлечимого заболевания.
По мере прогрессирования СПИДа примерно в половине случаев развиваются симптомы органического поражения головного мозга, которые на вскрытии подтверждаются в 80% случаев. Речь идет о диффузной энцефалопатии или подостром энцефалите. Иногда в течение всего нескольких недель или месяцев развиваются и начинают «галопировать» симптомы нарастающего слабоумия с психомоторной заторможенностью, нарушением сознания, развитием эпилептиформных припадков, нарушением функций тазовых органов и развитием продолжительной комы. В ликворе при этом выявляются плеоцитоз, повышение белка и снижение глюкозы. Компьютерная томография в 80% случаев позволяет определить наличие общей церебральной атрофии, первым признаком которой нередко бывают нарушения речи. Кроме того, органические психические нарушения при СПИДе связывают с развитием диффузного подострого энцефалита, менингита, менингеальной и церебральной лимфомы, саркомы Капоши, церебральной геморрагии, церебрального артериита. Эти процессы сопровождаются развитием деменции.
Существует точка зрения, что именно органическое поражение головного мозга является одной из главных причин смерти при СПИДе. Но не следует забывать о том, что у 35% больных в процессе заболевания развивается саркома или другие злокачественные опухоли, сами по себе дающие весьма высокие показатели смертности. Помимо всего прочего у 60% больных развивается тяжелая двусторонняя пневмония, от которой многие погибают.
Мы изучали также психические нарушения у лиц из группы риска, в которую входят наряду с носителями вируса ВИЧ люди, с большей вероятностью подверженные опасности заражения СПИДом. Психические нарушения у такой группы людей проявляются главным образом в виде психогенных расстройств с невротической симптоматикой. Это тревога разной степени выраженности, повышенная раздражительность, бессонница, снижение аппетита, нарушение активного внимания, видимое снижение работоспособности, тенденция к ипохондризации. У человека значительно снижается инициативность, возникают чувство бесперспективности, общая безрадостность, тревожная депрессия с ожиданием манифестации СПИДа. Для людей этой группы типичны также идеи самообвинения с суицидальными мыслями. Иногда депрессия приобретает психотический характер с ажитацией, вплоть до развития раптоидного состояния. Больные постоянно читают медицинскую литературу на тему СПИДа, выискивают у себя признаки болезни, часто ходят обследоваться к соответствующим специалистам.
У лиц из группы риска могут возникать различные истерические состояния и разнообразные психосоматические расстройства. Для этих людей весьма характерен «синдром псевдоСПИДа», который из-за навязчивого страха заболеть является по существу невротическим расстройством - спидофобией. Хотя чаще всего такого рода патология встречается в клинике невротических расстройств, она может отмечаться и у людей, страдающих гомосексуализмом или наркоманиями и не болеющих СПИДом, поскольку они понимают, что их стиль жизни может с высокой долей вероятности привести к заболеванию. Именно это обстоятельство приводит человека в состояние хронического психологического дистресса. Характерно, что внешне тревожно-панические реакции у них, как, впрочем, и обсессивно-фобические и ипохондрические переживания, ничем не отличаются от подобных расстройств при СПИДе. Нельзя не сказать о том, что серьезной психологической и медицинской проблемой, с которой приходится сталкиваться больным СПИДом, является их социальная изоляция. Больных часто под разными «благовидными» предлогами увольняют с работы, у них распадаются семьи, от них отказываются родственники и друзья. Многие начинают ощущать себя изгоями. Даже находясь в больничных стационарных условиях, люди чувствуют существование огромной стены между собой и окружающими. В психиатрических отделениях при поступлении больных СПИДом порой возникает напряженная обстановка, обусловленная паническими реакциями со стороны среднего и особенно младшего медицинского персонала. Однако в дальнейшем, в процессе терапии больных и разъяснительной работы врачей, происходит «спонтанная терапия медицинского персонала»: снижается тревога, понимается необоснованность страхов заражения. Со временем удалось выяснить, что чем больше опыта работы у медицинского персонала с больными СПИДом, тем больше их психотерапевтическая отдача.
Особенно тягостным можно считать положение детей, зараженных ВИЧ-инфекцией или пораженных синдромом приобретенного иммунодефицита, которых лишают общения со здоровыми сверстниками. Подобное отношение вызывает у заболевших СПИДом естественную негативную реакцию, которая проявляется в различных асоциальных поступках. В связи с таким положением дел во многих странах по инициативе больных даже стали создаваться «кризисные клубы самопомощи».
Записала Татьяна КУЗИВ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru