24 декабря 2024
Модернизация здравоохранительной политики России нуждается в серьезном пересмотре и изменении законодательной базы отрасли. В области реформирования систем здравоохранения наша страна существенно отстает от экономически развитых стран. Эффективное решение задач, стоящих перед новой здравоохранительной политикой, возможна лишь в случае реального сочетания государственного надзора, профессионального самоуправления и саморегулирования. Однако условия вступления в ВТО требуют либерализации рынка услуг, что ведет к приватизации медицинских учреждений.
Вопреки принципу опережения
Основная цель здравоохранительной политики – обеспечение правовых, экономических и социальных гарантий каждого конкретного человека в части формирования, укрепления и сохранения здоровья в соответствии с общепринятыми международными правовыми нормами и основным законом государства – Конституцией. Другая ее цель – преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью, гражданским обществом и бизнесом в части обеспечения доступности и безопасности медицинской помощи.
Основным принципом новой здравоохранительной политики должен стать принцип опережения в создании условий над созданием систем. Например, в начале 90-х годов переориентация отечественного здравоохранения на модель страховой медицины осуществлялась вопреки этому принципу. Сначала была создана система ОМС с сетью территориальных фондов и страховых медицинских организаций, а уже после этого реформаторы приступили к формированию условий по организации медицинского обслуживания населения. Что получилось в результате? Созданная система не смогла обеспечить дополнительный характер финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений. Финансовые средства ОМС из дополнительных превратились сначала в замещающие, а затем в основные, что негативно сказалось на доступности, всеобщности, своевременности, бесплатности и безопасности медицинской помощи. К первоочередным задачам федерального и регионального уровней в реализации данного подхода относятся формирование законодательных основ, системы согласованных нормативно-правовых актов и целевых программ, направленных на профилактику заболеваний и санитарно-эпидемиологическую безопасность, а также всесторонняя поддержка на общегосударственном уровне идеологии здорового образа жизни.
Эффективное решение вышеперечисленных задач возможно лишь в том случае, если контроль и финансовое обеспечение деятельности муниципального сектора системы общественного здравоохранения в большей мере будут относиться к компетенции федеральных органов государственной власти и в значительно меньшей – к компетенции властных структур субъектов РФ и местного самоуправления. Практическое решение этих задач служит базисом для материальных вложений в деятельность отрасли.
Специфической характеристикой проводимой сегодня здравоохранительной политики является так называемая проектная основа ее реализации, ярким примером которой является Национальный проект «Здоровье».
Однако вряд ли возможно рассчитывать, что задача формирования здорового образа жизни, общественного здоровья и модернизации здравоохранения может быть решена только за счет реализации конкретного проекта. Для этого необходимы изменения в политике организации самой системы здравоохранения. Она должна быть переориентирована с проектного подхода на системно-программный принцип реформирования отрасли, предполагающий институциональное и правовое оформление государственных программ медицинского обслуживания, реализуемых субъектами лечебно-профилактической сети независимо от формы собственности, территориальной и/или ведомственной принадлежности, а также систематизацию политико-правовых и организационных мер, направленных на охрану «здоровья здоровых».
Скрытая коммерциализация медицины растет
Модернизация здравоохранительной политики страны нуждается в серьезном пересмотре и изменении законодательной базы отрасли. И это проблема не столько текущего дня, сколько дня вчерашнего. В области реформирования систем здравоохранения Россия безнадежно отстает от экономически развитых стран.
Уже давно назрела необходимость в принятии ряда федеральных законодательных актов, таких как закон «О здравоохранении и медицинской практике», «О правах пациентов», «О частной системе здравоохранения» и т.д.
Так, в законе «О здравоохранении и медицинской практике» целесообразно было бы прописать норму, ограничивающую возможности бюджетных медицинских учреждений по организации медицинского обслуживания населения на платной основе. Одновременно в рамках данного закона необходимо конкретизировать меры по поддержке, укреплению и развитию частного сектора системы общественного здравоохранения. При этом в законе можно было бы регламентировать и закрепить дополнительный характер платных медицинских услуг по отношению к бесплатным, а также определить гарантии, касающиеся доступности и качества медицинской помощи.
Согласно международным нормам, оценка здравоохранительной политики проводится по следующим основным направлениям:
1. Программы государственного вмешательства, регулирования и исследований в области здравоохранения.
2. Влияние политик в области здравоохранения.
3. Технологии здравоохранения.
Данные критерии позволяют определить эффективность в отношении удовлетворения потребностей и запросов населения в профилактическом обслуживании, медицинской помощи, лекарственном обеспечении.
Поскольку материальные ресурсы государств ограничены, а количество проблем, требующих внимания и вложений, достаточно многочисленно, правительства различных стран вынуждены выбирать только наиболее эффективные проекты в сфере здравоохранения. Объединяющей основой для них является соответствие концепции глобальной политике ВОЗ - «Здоровье для всех». Согласно данной концепции, один из главных аспектов в достижении всеми жителями Земли высокого уровня здоровья - интенсивное развитие первичной медико-санитарной помощи и участие на селения в программах и мероприятиях, направленных на сохранение здоровья и активного долголетия.
Такой подход полностью корреспондируется с целями реформы здравоохранения, а именно:
• повышение уровня здоровья нации;
• сохранение социальной стабильности в обществе;
• повышение качества медицинского обслуживания до уровня развитых стран мира;
• оптимизация государственных расходов на здравоохранение при повышении эффективности инвестиций;
• уменьшение структурныхдиспропорций (реструктуризация).
Еще в 2004 г. Президент РФ В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в отечественном здравоохранении, следующим образом: «…на основе сети бюджетных медицинских учреждений у нас сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости».
Казалось бы, что после такого политического заявления первого лица государства ситуация начнет стремительно меняться и здравоохранительная политика ощутимо дополнится правоохранительной практикой. Однако ничего подобного не произошло, и на текущий день доля рынка платных медицинских услуг, реализуемых «бюджетными учреждениями», превысила 50%. Иными словами, процесс скрытой коммерциализации медицинской помощи, покрываемый властями, «выплыл наружу» и больше не является предметом лукавства. На повестке дня приватизация медицинских учреждений. Первый законодательный шаг в этом направлении уже сделан – с 1 января 2011 г. началось исполнение Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (от 08.05.2010 № 83-ФЗ). Разработка и принятие этого документа не являются каким-то отдельным, из ряда вон выбивающимся антинародным актом. Скорее, это одно из звеньев современной политики, направленной на полную ликвидацию «советского наследия» в медицине, образовании, культуре, с постепенным уходом государства из этих сфер и заполнением освобождаемого пространства субъектами сферы предпринимательства.
Из сферы социальной – в сферу экономическую
Ведущими причинами, стимулирующими эти тревожные тенденции, стали глобализация и готовящееся вступление России в ВТО. Влияние глобализации на отечественное здравоохранение проявляется, прежде всего, в либерализации рынка медицинских услуг. Усиление этого процесса тесно связано с условиями приема в ВТО, которые требуют от каждой страны – члена организации либерализации рынка услуг, включая здравоохранение, образование, культуру, жилищную сферу, общественный (социальный) транспорт и т.п. При этом, несмотря на невысокие показатели материального состояния населения, отмечается тенденция неуклонного роста потребления данных услуг.
Проявления этой тенденции на уровне территориальных систем здравоохранения субъектов РФ отчасти иллюстрируют данные консалтинговой компании Synopsis. Согласно исследованиям, только в Москве объем рынка платных медицинских услуг (без учета теневого сектора, стоматологии и частнопрактикующих врачей) в 2008 г. составил около 30 млрд руб., в то время как этот же показатель в 2003 г. был равен 9,6 млрд руб. В среднем под влиянием либерализации и роста потребления рынок платных медицинских услуг России в ближайшие годы будет расти на 12% в год. В Москве же ежегодный прирост платных медицинских услуг составит 30%. При этом объем нелегальных платежей пациентов в государственно-муниципальных медицинских учреждениях Москвы составляет в год примерно 7 млрд руб. (по данным анонимного анкетирования пациентов и врачей).
Либерализация рынка медицинских услуг создает условия для трансформации здравоохранения из сферы социальной в сферу экономическую. При этом неизбежным становится сокращение государственного участия в обеспечении экономической деятельности субъектов здравоохранения. Под влиянием процессов глобализации ее основным регулятором становится рынок медицинских услуг и фармацевтических препаратов. В этом случае государственная политика в сфере здравоохранения будет нацелена на уменьшение своей доли собственности как в системе здравоохранения в целом, так и в лечебно-профилактической сети.
Основным механизмом обеспечения доступности медицинской помощи населению является не столько «закачивание» бюджетных ассигнований в реализацию национальных здравоохранительных проектов, сколько динамичное развитие национальных экономик с прогрессивным увеличением количества рабочих мест и существенным повышением доходов населения.
Завтрашний день общественного здоровья и здравоохранения страны напрямую связан с формированием новой здравоохранительной политики. Невозможно успешно осуществить структурно-функциональную, кадровую, техническую и информационную модернизацию отрасли, не наполнив этот процесс новой философией, идеологией и не обеспечив впоследствии единой политики.
Александр ЛЕБЕДЕВ,
профессор кафедры управления,
экономики здравоохранения
и медицинского страхования.
Российский государственный
медицинский университет
им. Н.И.Пирогова.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru