24 декабря 2024
Все, кому небезразлична судьба России, понимают, что сегодня главная наша проблема, как сказал А.Солженицын, сбережение российского народа. Правда, еще 200 лет назад об этом же говорил и Иоганн-Петер Франк, почетный лейб-медик его императорского величества (1745-1821), утверждавший, что «первоисточник богатства страны – в многочисленном и здоровом населении, в здоровых рабочих руках, в производительной силе здорового человека».
Будь активным сам
«Мина» замедленного действия была заложена в советское время. Руководство партии и правительства постоянно проявляло тогда «заботу о здоровье советских людей» и в своих программах на съездах, в различных постановлениях «делом первостепенной важности» считало увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, повышение качества медицинской помощи. Население страны было приучено к мысли, что за его здоровье ответственно государство, а проблемы кроются только в «частностях».
Да и сегодня мы слышим, что низкая продолжительность жизни – результат недоработки системы здравоохранения. Но никогда мы не говорим об ответственности за него самих граждан. А между тем от нас самих зависит наше здоровье. Предрасположенность к определенным заболеваниям мы наследуем на 20%, на 50% здоровье зависит от нашего образа жизни. Даже состояние окружающей среды, которая влияет на него на 20% – это также результат нашей порой бездумной деятельности. И лишь 10% – вклад, зависящий от качества и доступности медицинской помощи. Опыт западных стран свидетельствует, что успешная борьба с любой патологией невозможна без активности самого населения, сориентированной на здоровый образ жизни и благоприятную среду обитания.
Куда идут деньги
На протяжении XX века в западных странах произошли огромные, принципиальные изменения в отношении к проблемам жизни и смерти. И у нас началась борьба за «хорошую экологию», антиалкогольная компания. Но вскоре про это забыли – в 90-е годы было не до профилактики. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (1997 г. ) на этот счет содержала только одну строку – создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со СМИ, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера.
В то же самое время в стране ликвидируются кабинеты и Дома санитарного просвещения, отменяется приказ Минздрава, обязывающий всех медицинских работников отрабатывать ежемесячно определенные часы по санитарному просвещению, экраны телевизоров заполняет реклама алкогольных напитков. Всё это совпадает по времени с повальным увлечением молодежи наркотиками, табаком и др. После 7 лет ограничений наступило время, когда каждый мог купить водку и питьевой спирт в течение 24 часов в сутки практически в любом регионе страны и по сравнительно низкой цене. Такое кардинальное изменение ситуации не могло не привести к росту смертности, прежде всего от несчастных случаев. В стране наступило увлечение пищей быстрого приготовления: гамбургеры, хот-доги, пицца, чипсы, и т.п.
В Интернете размещен документ под названием «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. » Начинается он так: «…одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи». Из концепции мы узнаем, что с 2009 по 2012 г. финансовым обеспечением для мероприятий по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) будет выступать Национальный проект «Здоровье». Куда же пошли деньги? На создание центров здоровья при поликлиниках. Но, к сожалению, эти центры по-прежнему выполняют план обследований населения различными современными методами диагностики (60 человек в день), то есть ту работу, которая финансируется из ОМС, профилактическая же работа фондом не оплачивается. Учитывая то, что пациент поступает в центр здоровья один раз в год, встает вопрос, а можно ли сформировать основы здорового образа жизни за одно посещение?
Но формирование ЗОЖ, развитие, воспитание, выработка навыков – задача не только органов здравоохранения в лице сотрудников этих центров. Основная работа ложится на плечи воспитателей и учителей системы образования, что четко прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и пока еще в проекте среднего образования. Есть сомнения, что педагоги смогут без специальной подготовки «дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье». Понимая это, педагоги пытаются прибегнуть к помощи врачей, которые (по понятным причинам) не всегда и неохотно посещают образовательные учреждения с лекциями и беседами.
Наш поиск
Мы хотим поделиться опытом, полученным в результате нескольких лет поиска оптимальных форм межведомственного, межотраслевого сотрудничества в вопросе формирования ЗОЖ учащихся города Зеленограда. С этой целью мы разработали и реализуем проект под названием: «Формирование здорового образа жизни населения с использованием методов донозологической оценки состояния здоровья». Суть его – создание автономных центров оценки статуса здоровья в образовательных учреждениях силами преподавательского состава. Он рассчитан на проведение работ по оценке и прогнозированию состояния здоровья людей и риска развития заболеваний, разработку индивидуальных рекомендаций по сохранению здоровья и предотвращению возможного развития болезни, а также динамический контроль за состоянием здоровья в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга. Работа носит научно-внедренческий, просветительский и образовательный характер.
Определили мы главные направления. Впервые в практике образовательных учреждений на уроках информатики учащиеся подвергаются анонимному анкетированию. Это позволяет судить о том, как соблюдают они режим труда и отдыха; правила личной гигиены, каков характер их питания, отношение к физкультуре и спорту, имеются или нет вредные привычки. Периодически проводимый анкетный опрос позволяет дать оценку эффективности той или иной формы просветительской работы по сохранению здоровья детей и молодежи. Второе направление – донозологический контроль состояния здоровья школьников. В школе или в высшем учебном заведении в кабинетах информатики или в иных местах, оборудованных компьютером, устанавливается аппаратно-программный комплекс, с помощью которого под руководством преподавателя в течение 3-5 минут проводится оценка степени напряжения регуляторных систем и адаптационных возможностей организма методом анализа вариабельности сердечного ритма. Полученные данные в доступном для школьника и его родителей виде предоставляются «отчетом» о статусе его здоровья и необходимых рекомендаций по дальнейшему поведению испытуемого.
И третье направление: учитывая данные анкетного опроса и результаты донозологического контроля, проводится целенаправленная просветительская работа со школьниками по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения рационального режима дня, личной и общественной гигиены силами педагогов, психологов, родителей, врачей лечебного и санитарного профиля.
Что показало анкетирование
Результаты позволили выявить определенные тенденции:
– С возрастом увеличивается информированность детей и подростков о том, что значит вести здоровый образ жизни. На вопрос, ведет ли семья здоровый образ жизни, положительно ответили 48% учащихся начальной школы, 60% учащихся среднего звена, 31% старшеклассников, 39% студентов одного из вузов и 36% – учащихся медколледжа.
– Учитывая, что у подавляющего большинства детей и подростков примером в жизни являются родители, очень важно чаще проводить встречи с ними, обсуждать существующие проблемы и продумывать тактику согласованных действий.
– Несмотря на то, что часть детей и подростков не признают никаких ориентиров и считают себя «я сам себе герой», «я и так всё знаю», все-таки большая часть хотела бы встретиться со специалистами по отдельным составляющим здорового образа жизни (28-36%).
– К сожалению, чем старше становятся дети, тем меньше процент среди них тех, кто не имеет вредных привычек.
Практика донозологического контроля в образовательных учреждениях позволила дать не только индивидуальную оценку статуса здоровья учащихся, но и коллективную всего учреждения. Понятно, что дети, оказавшиеся в зоне риска, через связь с центрами здоровья поликлиник стали получать квалифицированную медицинскую помощь, они не остаются без должного диспансерного наблюдения. Но и коллективная оценка статуса здоровья школьников позволяет судить о качестве проведения тех или иных оздоровительных мероприятий в учреждении.
Нужны совместные усилия
Однако слабым звеном остается сам процесс формирования здорового образа жизни. На наш взгляд, в школе этому уделяется второстепенное внимание, а в центрах здоровья поликлиник основной упор делается на количестве обследованных пациентов.
Так, при рассмотрении тематического планирования курса «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), утвержденного Управлением образования округа в одной государственной общеобразовательной школе, видно, что собственно уроки здорового образа жизни (ЗОЖ) проводятся только в 5-х классах по 10, в 10-х – по 9. В 11-х классах – только один урок ЗОЖ по теме: «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем». В остальных классах это интегрированный курс (биологии, географии, физкультуры и ОБЖ). То, какие темы интегрируются с обязательными уроками, говорит о многом. В 7-х классах формирование ЗОЖ происходит на двух уроках физкультуры и двух уроках биологии, где интегрируются темы «Класс паукообразных» и «Вредное влияние курения на организм человека». В 9-х классах о здоровом образе жизни говорится на двух занятиях физкультуры и одном уроке химии.
Следовательно, необходимо переработать учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности» в части разделов, касающихся тем формирования здорового образа жизни, пересмотреть тематические планы с 1-го по 11-й классы. Законодательно подключить врачебное сообщество к образовательному процессу и детей, и родителей, и учителей, да и самих медицинских работников.
Что касается зеленоградского центра здоровья, с которым мы активно работаем, то за год в нем обследовано чуть больше 2 тыс. человек, в том числе 300 подростков. Всего же в городе проживает 9,2 тыс. подростков. Очевидно, что медицинские работники центров здоровья в одиночку еще долго не смогут выполнять в полном объеме поставленные перед ними задачи.
Наш опыт взаимодействия автономных центров здоровья в учебных заведениях с центрами здоровья в поликлиниках может служить примером разумного подхода к чрезвычайно важному вопросу. Но работа эта не может осуществляться без помощи органов управления и власти, бизнеса и средств массовой информации, общественности. Одного участия недостаточно, нужна политическая воля и финансирование действительно этой работы. И еще – нужен координатор. Служба Роспотребнадзора, как и в прошлые времена, могла бы успешно исполнить эту роль.
Леонид ДЕНИСОВ,
профессор,
заслуженный врач РФ.
Москва.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru