10 ноября 2024
Книга «Искусство и политика в науке» (The Art and Politics of Science) написана Г.Вармусом, открывателем первого онкогена, переносимого вирусом саркомы Рауса. Оба в разные годы были удостоены нобелевских премий. П.Раус в своей нобелевской речи выразил радость по поводу того, что смог дождаться награды, «нашедшей героя» через 55 лет после открытия! Вармус, получивший одну из самых «быстрых» премий в области медицины, сравнил проблему рака с «Беовульфом» - эпической скандинавской сагой со множеством героев, одним из которых было злобное переродившееся из человека чудище Грендель, находившее по ночам свои жертвы в стане воинов.
В течение четверти века Вармус вместе со своим коллегой М.Бишопом в Калифорнийском университете Сан-Франциско следовали по стопам Рауса, пытаясь понять, как вирусы вызывают рак. Их открытие поставило молекулярную онкологию с головы на ноги: вирусы лишь переносят мутантный клеточный ген, что и приводит к перерождению, или трансформации клетки. То же самое может происходить и без всякого вируса!
Сегодня Вармуса, после 6 лет пребывания на посту директора Национального института здоровья (NIH), продолжает волновать проблема стволовых раковых клеток, влияние Интернета на научные публикации и взаимоотношения ученых и общества. Последнее сподвигло ученого возглавить президентский совет по науке и технологии, который в начале августа сообщил в одном из своих выступлений, что его администрация выделила 400 млрд долл., что сопоставимо с годовым бюджетом Пентагона, на развитие научных исследований. Определенная доля этих средств будет осваиваться учеными, занимающимися проблемой рака.
Одним из тех, кто долгие годы посвятил данной проблеме, был Дж.Уотсон, сооткрыватель двуцепочной спирали ДНК. Его коллега Р.Франклин из-за рака яичника не дожила до 1962 г., когда вполне могла бы получить заслуженную Нобелевскую премию. Умер от рака и Ф.Крик, соавтор знаменитого письма редактору журнала Nature, за которое они с Уотсоном получили высокую награду и мировое признание. В своей недавней статье Уотсон вспоминает 1974 г., когда конгресс и лично президент Р.Никсон, у которого от рака молочной железы умерла тетя, объявили войну раку, выделив на нее миллиард тогдашних долларов! Ученый напоминает, что только в 2006 г. рак унес жизни 560 тыс. американцев, что на 200 тыс. больше, чем 35 лет назад. Это связано, с одной стороны, со старением всё возрастающего населения, а с другой - с накоплением числа людей, ранее уже небезуспешно лечившихся от рака.
Датские ученые обнаружили, что дети, которые меняли место жительства более 3 раз, обладают повышенной склонностью к суициду. Непосредственными причинами этого становятся потеря контакта с друзьями, недостаток родительского внимания к чувствам ребенка при принятии решения о переезде.
Исследователи из Университета Орхуса, проанализировав данные статистики по детям, рожденным с 1978 по 1995 г., выяснили, что 4160 из них предпринимали попытку самоубийства в возрасте от 11 до 17 лет. В 79 случаях попытки закончились гибелью.
Уотсон полагает, что пятилетка, прошедшая после завершения проекта «Геном человека», на который возлагалось столько надежд, прошла впустую. Конечно, признает он, мы многое сегодня знаем о раковой клетке. Уотсон сам потратил 15 лет на то, чтобы выделить у вируса Сен-дай (SV40) ген так называемого большого ракового антигена Т. Следствием этого знания являются два десятка лекарств, блокирующих раковые сигналы. Одни из них нарушают работу поверхностных белковых рецепторов клетки, которые необходимы для «улавливания» эпидермального фактора роста (ЕвР), а другие призваны подавить новообразование опухолевых сосудов (ангиогенез). На самом деле бороться с раком надо, считает Уотсон, как со СПИДом, то есть с помощью лекарственных коктейлей, потому что подавление одного опухолевого «драйвера» явно недостаточно. Однако Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США не разрешает проводить клинические испытания комбинаций новых лекарств, которые по отдельности могут оказаться неэффективными. В то же время специалисты отчетливо видят перспективу именно в направленной, или таргетной, химиотерапии. Но генетика не самоцель, подчеркивает Уотсон, ссылаясь на то, что сам обмен раковых клеток отличается от нормального, на что в далеком 1924 г. указывал еще О.Варбург, обнаруживший, что клетки опухоли «закисляются» большим количеством молочной кислоты (Нобелевская премия 1931 г.). Сегодня мы знаем, что за доставку глюкозы, при расщеплении которой образуется молочная кислота, ответственны специальные протеиновые транспортеры, по соседству с которыми в клеточной оболочке сидят белки-«помпы», выкачивающие из клеток вредные и токсические вещества. Работа этих «помп» обусловливает развитие лекарственной резистентности к химиотерапевтическим средствам.
Свою статью Уотсон, призывающий к возобновлению войны с раком, заключает призывом к президенту Обаме назначить сильное руководство Национального института рака, корабль которого в последние годы ни шатко ни валко передвигается по бурным водам без руля и ветрил. Взывает он к президенту и по поводу быстрейшей разработки и внедрения в клиническую практику новых антираковых средств. Уотсон осознает всю провокационность своих призывов и ждет ответов и возражений со стороны выдающихся ученых, занятых проблемами, успешное разрешение которых обещает, кстати, и большие деньги, поскольку стареющее население Земли всё чаще будет сталкиваться с онкологическими заболеваниями. Хотя, конечно же, не всё решают деньги...
Игорь ЛАЛАЯНЦ,
кандидат биологических наук.
По материалам International Herald Tribune.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru