Вы здесь

Страсти по здоровью

От прорыва в здравоохранении до призыва отозвать законо проект из парламента – таков сегодня диапазон мнений по проекту федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Россий ской Федерации». Тем не менее на днях он рассмотрен в первом чтении в Государственной Думе РФ и принят.

А незадолго до этого здесь же, в Госдуме, прошли парламентские слушания по его концепции, в которых вместе с депутатами палаты приняли участие члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, проф союзных и общественных организаций, ученые, работники здравоохранения.

В кадре и за кадром


– Такой масштабной реформы в новой истории России еще не было, – заявил на слушаниях вице-премьер РФ Александр Жуков, по словам которого внесенный в Государственную Думу законопроект является прорывным и позволит существенно улучшить ситуацию в сфере здравоохранения. Заместитель председателя Правительства РФ заверил, что кабинет министров вместе с депутатами готов заниматься доработкой проекта закона, представить его ко второму чтению в Госдуме. «В центре внимания должен оказаться человек, его права и свободы в сфере здравоохранения», – напутство вал он авторов будущих поправок.

– Этот законопроект мы разрабатываем в первую очередь для пациента. И пациент должен стоять в центре этого законодательства, – поспешила поддержать вице-премьера глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова. – Мы сумели вывести прямые нормы закона. Это очень большое движение вперед. Потому что ни постановление правительства, ни приказ министерства никогда не решат комплексно проблемы в масштабе всей страны. Только в законе с помощью прямых норм и соответствующего разграничения полномочий и подкрепления финансовыми ресурсами может быть обеспечено то, что необходимо сегодня нашему обществу.

Словом, дискуссия под председательством вице-спикера Госдумы Надежды Герасимовой после весьма обстоятельного доклада за местителя министра Вероники Скворцовой о проекте закона развивалась внешне весьма благопристойно.

Перечислив его основные новации, докладчик, как и вице-премьер РФ, также сообщила о готовности министерства внести ко второму чтению законопроекта ряд изменений в него. К этому времени, по ее словам, в нем появится отдельная статья об ответственности чиновников и органов власти за обеспечение охраны здоровья граждан.

– Законопроект определяет, в каких случаях медицинские организации, участвующие в программах государственных гарантий, имеют право предоставлять платные услуги, а также ка кие виды медицинской помощи никогда не подлежат оплате за счет средств граждан, – особо подчеркнула В.Скворцова.

Бесплатная медицинская помощь будет оказываться только в рамках государственного и муниципального заказов – такое положе ние предложил зафиксировать в новом законе вице-президент РАМН, директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России Владимир Стародубов. А секретарь Федерации независимых профсоюзов России Игорь Шанин решительно высказался против того, чтобы «на одних и тех же площадках» оказывались и бесплатные, и платные услуги.

На необходимость привести в соответствие федеральные и региональные законы и взаимоотношения соответствующих организаций, а также финансовую обеспеченность здравоохранения указал генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса академик Евгений Чазов. В законопроект дол жен быть включен принцип ответственности государственной власти и местного самоуправления за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, считает и председатель Комитета Госдумы по охра не здоровья Ольга Борзова.

Ректор Самарского государственного медицинского университета, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Геннадий Котельников заострил внимание участников слушаний на проблеме подготовки специалистов, а вице-спикер Госдумы Владимир Жири новский предложил отделить патолого-анатомическую службу от службы главного врача.

Убрать подводные камни

За 7 месяцев, что прошли с первого явления законопроекта, как утверждают его авторы из Минздравсоцразвития России, документ се рьезно переработали. И всё же почти все выступавшие на слушаниях высказывали критические замечания.

Однако представители «непримиримой оппозиции» и, прежде всего, возглавляющий Национальную медицинскую палату профессор Леонид Рошаль, к думскому микрофону так и не попали. На недавнем Всероссийском форуме медицинских работников директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии выступил, как известно, с критикой Минздравсоцразвития России и его законотворчества. В ответ дружный коллектив министерства обратился к премьер-министру Владимиру Путину с письменной жалобой.

Отмолчались и представители Общественной палаты РФ, хотя буквально за день до парламентских слушаний Комитет Госдумы России по охране здоровья практически в полном составе участвовал в ее заседании, которое было посвящено этому же законопроекту. Не слышно было и голоса Пироговского движения врачей, исполком которого призвал ранее вообще отозвать законопроект из Госдумы и совместить его принятие с утверждением Концепции развития здравоохранения страны до 2020 г. Она, кстати, так и не завершена до сих пор, застряв еще с 2008 г. в ведомственных коридорах.

Радикальные противники законотворческих инициатив Минздравсоцразвития России оказались, словом, в меньшинстве и не были услышаны в парламенте. Между тем, Минздравсоцразвития России не оставляет попыток разъяснить медицинскому сообще ству и населению необходимость скорейшего принятия этого жизненно важного документа. На самом деле, предыдущий основополагающий закон для нашего здравоохранения – «Основы законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации» – был принят 18(!) лет назад и успел порядком устареть.

Ну, а что касается нового законопроекта, вокруг которого слома но немало копий, то поправки к нему можно вносить до его второго слушания в Государственной Думе РФ. Ведь вопросы о приоритетах развития и путях решения основных проблем здравоохранения, о выделении наиболее важных с точки зрения сохранения здоровья населения направлений медицинской помощи, создании механизмов ликвидации дефицита кадров в медицине, формировании системы отчетности и критериев оценки качества управления здравоохранением остаются пока во многом еще открытыми. Не говоря уже о законодательном определении уровней государственных расходов на здравоохранение (в процентах от ВВП) и оплаты труда врачей (в соотношении со средней зарплатой по стране или с прожиточным минимумом), о социальных гарантиях медицинским работникам и других проблемах. Размыты и неконкретны гарантии бесплатной медицинской помощи – самое главное чаяние россиян. Регулирование же платных услуг прописано так, что позволяет фактически бесконтрольно взимать деньги с населения даже за жизненно необходимые лекарства и процедуры.

Не случайно даже общественные некоммерческие организации и благотворительные фонды, об их поддержке законопроекта по спешила сообщить накануне слушаний министр, высказали на встрече с ней опасения, что без вмешательства федерального центра, силами регионов, задачу лекарственного обеспечения программы «7 нозологий» не решить…

Кто кого. А что в осадке?

И хотя на парламентских слушаниях академик Е.Чазов и высказался за принятие нового закона, проект которого, по его мнению, «сохраняет ответственность государства за каждого человека, за каждую жизнь», а вице-президент РАМН В.Стародубов заявил, иначе теряют смысл законы об ОМС и № 83-ФЗ, в Минздравсоцразвития России, похоже, понимают, что искать консенсус надо. «В том смысле, что это должно быть волеизъявление не только представителей законодательной власти, но и всех других участников процесса», – полагает Т.Голикова.

Видимо, для достижения этого самого консенсуса проект базово го в системе правового обеспечения здравоохранения закона вновь выставлен недавно (первый этап его обсуждения был открыт еще 30 июля прошлого года) на сайте Минздравсоцразвития России. Только вот представителей исполкома Пироговского движения врачей, Лиги за щиты пациентов, Межрегиональной общественной организации «Об щество фарма-коэкономических исследований» (МОООФИ), Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), Ассоциации медицинских обществ по качеству, Национальной медицинской палаты, Общества специалистов доказательной медицины (ОСДМ), Независимой психиатрической ассоциации России и других общественных объединений медиков, резко критиковавших законо проект и предлагающих участвовать в его доработке, среди обсуждаю щих почему-то почти не видно. Одни объясняют это тем, что их «не пущают» на сайт, другие тем, что, даже послав поправку, не узнаешь, принята она или нет. Игра идет в одни ворота, говорят они, заметив, что вся недолгая практика «всенародного» обсуждения зако нопроектов на основе новых информационных технологий приводит пока лишь к тому, что в нем устраняются стилистические ошибки, а принципиальные возражения не учитываются. Практически не дала ничего, к сожалению, и четырехкратная «редакция» обсуждаемого ныне законопроекта. Суть его, по словам критиков, остается пока прежней: государство снимает с себя ответственность за охрану здоровья граждан и перекладывает ее на регионы и муниципалитеты, работодателей, врачей и их пациентов.

А в том, что после «косметического ремонта» закон будет принят, сомнения нет. Не зря же Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению еще за день до парламентских слушаний уведомил профильный Комитет Госдумы, что поддерживает концепцию проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Опыт у нас уже есть. За последнее время без учета замечаний и предложенных поправок профессионального сообщества были приня ты федеральные законы «Об обращении лекарственных средств» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «без шума и пыли» идет работа над законопроектами о биомедицинских клеточных технологиях и защите прав пациентов. Не пото му ли и общественное обсуждение законопроекта об основах охраны здоровья граждан идет ни шатко, ни валко: отдельные организации и активисты медицинского сообщества бьют в колокола, созывая медиков, но медики дремлют. А ведь закон касается каждого из них, не говоря уже о пациентах.

Под лежачий камень вода, как известно, не течет. Времени, хотя и в обрез, для доработки до второго чтения в Госдуме этого важнейшего для судьбы граждан страны и отечественного здравоохранения на многие годы вперед законопроекта (более 100 страниц текста!) еще есть. И от тебя, читатель, еще что-то зависит. Ситуация, которая сло жилась вокруг проекта новых «основ здравоохранения», должна, наконец, получить общественный резонанс.

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru