Вы здесь

Светлана ГОРЛАЧ: Давайте слушать в музыке приливы и отливы моря жизни...

Руководитель и дирижер образцового хора «Виктория» детской школы искусств им. М.А.Балакирева в Москве Светлана Горлач вернулась со своими юными подопечными из очередного зарубежного турне. За последние годы коллектив успешно представлял русское хоровое искусство на международных форумах во Франции, Германии, Болгарии, Италии, Китае. На этот раз они встречались со своими сверстниками в Братиславе, Будапеште и Вене.

Заслуженный работник культуры РФ, президент Ассоциации московских хоров, член президиума Международного союза музыкальных деятелей С.Горлач с улыбкой вспоминает эпизоды недавней поездки.

С хором мальчиков из Братиславы они подружились в прошлом году: принимали их - 44 человека -у себя, в Москве. И вот ответный визит, сольные и совместные концерты. «Всё было отлично, - рассказывает Светлана, - но почему-то, и это удивляло, наши друзья исполняли только джаз, псалмы. И ни одного своего, народного словацкого произведения. «У вас же замечательная музыка! Почему вы ее не поете?» - выразила свое удивление Светлана. Руководительница словацкого хора уклончиво пожала плечами. Что ж, москвичи сами запели словацкие песни - они же ехали в гости, подготовились. И не ожидали такого эффекта - зал встал, у многих блестели слезы на глазах...

...По дороге в Зальцбург, где предстояла встреча с юными хористами Домского собора, в мюнхенском аэропорту работник паспортного контроля бдительно полюбопытствовал: «Почему такая большая группа? Хор? Что ж, пусть споют». Когда огромное помещение заполнили звуки слаженных голосов, служащие аэропорта, оставив свои рабочие места, сбежались послушать и посмотреть на это чудо. И устроили исполнителям овацию!

*  *  *

- Вы руководите хоровым отделом детской школы искусств. Готовите будущих музыкантов?

- Отнюдь. Хотя среди наших воспитанников немало выпускников и студентов Академии музыки им. Гнесиных, Мерзляковского училища, Института им. А.Г.Шнитке, Московской консерватории, свою задачу мы видим в ином - способствовать формированию личности ребенка. На первых этапах просто объяснить ему: что плохо, что хорошо в жизни. Помочь сориентироваться.

У нас учатся музыке полторы сотни мальчишек и девчонок - от 5 до 18 лет. Ребята в хорах «Акварель» и «Родник» пробуют постичь двухголосье, поют а капелла. Дети занимаются фортепиано, сольфеджио, старшие становятся к дирижерскому пульту. Пирамиду как бы венчает хор «Виктория», отметивший уже свое 30-летие.

Хор пользуется заслуженным признанием у москвичей, он активный участник многих российских фестивалей.

- Как вы полагаете, что случилось с россиянами: включишь радио - сплошь зарубежные ритмы, словно бы позабыли народные мелодии. Пациент 1-й Градской недавно пожаловался: не заснешь - из соседнего кафе до глубокой ночи грохот тяжелого рока...

- Да, это беда нашего времени. Значение музыкальной и, в частности, хоровой культуры вроде бы никем не отрицается. Однако, что греха таить: декларируя высокое предназначение педагога, общество демонстрирует неуважительное отношение к этой профессии, особенно к учителю музыки. О нем вспоминают, когда нужно оформить какой-то праздник, быть на подхвате.

Дети перестали петь на уроке музыки. Когда-то у всех на слуху были песни В.Шаинского, А.Пахмутовой - о дружбе, радости детства. Где они? Конечно, это очень непросто - писать музыку для детворы, хотя бы потому, что композитор ограничен диапазоном. Нужны талантливые тексты.

- А можно ли что-то противопоставить этому поветрию?

- Я не разрешаю своим детям бесконечно сидеть за компьютером. Он не может заменить ни посещения концертов, ни чтения книг, ни просмотра хороших кинофильмов. Те, кто прикоснулись к Моцарту, Шуберту, Рахманинову, не смогут воспринимать примитивные ритмы.

- «Не убить Моцарта!» - этот призыв известного болгарского писателя Г.Данилова обращен к каждому взрослому, каждому из нас. Ведь воспитать янычара проще, чем гуманного человека. Однако правы ли родители, насильно «приковывающие» ребенка к музыкальному инструменту?

- Повторюсь: мы не стремимся пополнить ряды музыкантов-профессионалов. Нередко видишь перед собой способного ребенка, который не приучен к труду. Лентяй да и только!.. У другого нет таких дарований, но зато трудолюбив. Здесь многое зависит от педагога, его гибкости, такта, умения заметить юный талант. Скверно, если на пути ребенка попадает воспитатель без сердечной доброты. Дети от таких бегут.

- Еще в 1981 г. писатель В.Астафьев в письме Г.Свиридову сетовал: «...не знают нынешние парни и девки наших старых песен, стыдятся их, зато вихляться задами по-бабьи не стыдно...» Так что, у нынешней попсы свои корни. Как бороться с засильем дурного вкуса на сцене, экране и, как следствие, в нашем быту?

- Однозначного ответа не знаю. Пренебрежение к национальным истокам, традициям дает свои плоды. Тупики массовой культуры можно преодолеть лишь при условии серьезных корректив в культурной политике в стране. Если мы хотим, - а мы мечтаем об этом! - чтобы у юного поколения было осознанно-эмоциональное восприятие мира, чтобы дети не только слышали, но и слушали музыку, размышляли о ней, то надо коренным образом изменить наше отношение к хоровому пению. С детского сада, со школы. Ведь пение развивает интеллект, дисциплинирует, укореняет идеалы дружбы, бережного отношения к природе и друг другу. Развивает кругозор, вкус, умение выражать свои мысли. Изучать музыку в школе, говорил Б.Асафьев, необходимо, чтобы «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни!»

- Хоровое пение - не только составная часть музыкального, духовного воспитания, но и физического облика поколения. А вот об этом мы все вспоминаем довольно редко...

- К сожалению, слишком редко. А ведь крепить здоровье молодого поколения нельзя, не учитывая физиологических основ музыкальных эмоций. Пение непосредственно связано с сенсорными и моторно-двигательными ощущениями. Видный психолог Б.Теплов утверждал: музыка, которую слушает или поет будущая мать, сказывается на самочувствии крошечного ребенка, возможно, формирует его вкусы и предпочтения. Существуют пренатальные воспоминания новорожденных, когда они «слышат» песни, звучавшие еще до колыбели.

Музыка может веселить и печалить, ребята под нее любят танцевать, маршировать, разыгрывать сценки из жизни. Пение - это способ самовыражения человека, не только эстетических и эмоциональных, но и физических потребностей. Песня объединяет, освобождает от привычной скованности.

Учиться петь - значит учиться управлять дыханием, певческим эмоциональным настроем. Я напоминаю детям и их родителям: голосовой аппарат - чуткий инструмент, реагирующий на малейшее недомогание. Певец, как спортсмен, должен соблюдать режим.

- Позвольте привести справку. Наше дыхание обеспечивают 5-8 млн легочных пузырьков - альвеол. Их общая поверхность составляет примерно 130 м2. Мы дышим легкими как огромными парусами. При спокойном вдохе мы используем примерно 0,5 л воздуха, тренированные же люди способны вдохнуть до 5-7 л! При этом скорость воздушного потока в области голосовых связок при глубоком вдохе достигает 20 м/с, при глубоком выдохе - 36 м/с. В природе такой ветер сносит крыши, вырывает с корнями деревья.

- А вот сохранить на долгие годы упругость легочной ткани, подвижность грудной клетки помогают физкультура, бег, ходьба и, конечно, пение. Хорошо бы, чтобы об этом задумались нынешние реформаторы образования, ратующие зато, чтобы вывести из категории базовых предметов литературу, музыку. А заодно и педиатры, радеющие о детском здоровье... Пренебрежение к настоящей музыке - пена, которая обязательно сойдет, рано или поздно. Мы для этого и работаем. Вот только хотелось бы, чтобы хоровое пение поскорее вошло в арсенал детской медицины. Говорю об этом, опираясь на собственный опыт. Многие дети приходят к нам с бронхо-легочными заболеваниями, страдая астмой, частыми простудами, нередко заиканием. И, занимаясь в хоре, быстро избавляются от этих недугов. Ребята сами подмечают: пропускают занятия в хоре и - начинают чаще хворать.

- Замечательный популяризатор детского хорового пения Дмитрий Кабалевский мечтал о времени, когда каждый класс станет хором, утверждал: запоет школа - запоет вся страна!.. Как приблизить реализацию этой мечты?

- Система школьного музыкального образования, безусловно, нуждается в серьезных коррективах. Надо коренным образом менять отношение к уроку музыки. Осознать, что это не какое-то дополнение к школьной программе, не развлечение, а предмет, заслуживающий самого серьезного, уважительного к себе отношения. Тогда иначе будет выглядеть педагог музыки, его авторитет, такой же значимый, как и роль преподавателя литературы, математики, информатики...

- А подобный взгляд на музыку отразился на вашей семье?

- Естественно. Муж - по профессии физик-ядерщик - давний друг нашего хора. Стало традицией, что мы нередко отдыхаем вместе с ребятами и их родителями, вместе участвуем в зарубежных поездках хора. Дочь, окончив музыкальную школу, работает психологом. Показательно, что ее лучшие подруги -бывшие товарищи по хору.

- Ваши взаимоотношения с врачевателями?

- Самые уважительные. Тем более что моя мама была педиатром. Впрочем, в нашей родне немало врачей. Работу медиков знаю, что называется, изнутри. Она близка профессии педагога: без любви к детям здесь делать нечего. Врач -это предназначение свыше. Ведь не каждому доверяют свою жизнь и жизнь детей.

- Ваш девиз?

- Стараюсь придерживаться правила: «Сделал добро - забудь. Тебе сделали добро — помни!..»

Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru