Вы здесь

Знать слабое звено

В Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Непрерывное профессиональное медицинское образование: приоритеты развития».

Пленарное заседание открылось выступлением заместителя председателя УМО медицинских и фармацевтических вузов России Людмилы Юдиной, посвященным оценке качества обучения в системе непрерывного профессионального образования. С этой целью предложена «компетентност-ная модель выпускника».

Генеральный директор Национального агентства развития квалификации Российского союза промышленников и предпринимателей (НАРК РСПП) Александр Лейбович рассказал о взаимоотношениях бизнес-сообщества с образовательными учреждениями. Профессиональные стандарты выполняют двоякую роль. С одной стороны, они являются стимулом для разработки образовательных стандартов, а с другой - могут применяться для оценки системы квалификации. Разработка профессионального стандарта занимает около 1,5 года. После прохождения экспертизы стандарт вводится в действие.

Проректор по лечебной работе ММА Игорь Лентищев остановился на нерешенных проблемах клинической подготовки, связанных с отсутствием нормативно-правового регулирования статуса клинических баз и недостаточным получением студентами навыков работы с больными. С этой целью в ММА был создан центр по отработке практических навыков, занимающий 8 комнат в Центральной научной медицинской библиотеке.

По словам руководителя центра Любови Шубиной, в скором времени тренажерные классы разместятся в здании патологоанато-мического корпуса. Во время конференции был осуществлен сеанс видеосвязи, где были продемонстрированы муляжи, манекены и видеотренажеры, позволяющие студентам отработать различные приемы осмотра и типовые процедуры оказания неотложной медицинской помощи (такие как интубация, катетеризация подключичной вены и мочевого пузыря, люмбальная пункция и т.д.) Особенно впечатлила кукла-роженица, с помощью компьютерной программы «рожающая» куклу-ребенка.

Живой интерес аудитории вызвал рассказ о Казанском учебно-методическом центре по подготовке специалистов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, созданном Минздравсоцразвития России при поддержке Правительства Республики Татарстан на базе Республиканской клинической больницы. Минздрав Татарстана выделил центру отдельное помещение площадью 3 тыс. кв. м (см. «МГ» № 80 от 22.10.2008).

В настоящий момент в мире действует 9 подобных образовательных центров в США, Германии, Франции, Индии, Китае, Японии и Бразилии. По их образу и подобию созданы программы обучения в казанском центре, где реализован трехэтапный подход к лечебному процессу: теоретические занятия, отработка навыков на тренажерах и практические занятия на живых тканях в тренировочной операционной. Только на закупку тренажеров и учебных программ в течение 5 лет будет израсходовано 10 млн долл. За создание программ отвечает специально созданный Экспертный совет, который определяет преподавательский состав центра, а также порядок направления курсантов на обучение.

Курсы повышения квалификации рассчитаны на 72 часа (9 дней). Максимальное число курсантов в группе составляет 12 человек. С момента запуска центра в июне прошлого года там проведено 13 курсов тематического усовершенствования (по эндоскопической хирургии, рентген-эндоваскулярным методам диагностики и лечения и нефрологии). Сертификаты государственного образца получили 140 специалистов из 20 регионов страны. И это только начало! Ежегодная пропускная способность центра должна составить 3 тыс. человек. В этом году начнутся образовательные циклы по электрофизиологии, онкологии, гематологии, фармакоэкономике и организации здравоохранения.

Заведующий кафедрой семейной медицины ММА Анатолий Мыльников остановился на применении технологий дистанционного обучения в последипломном образовании врачей. На заочное обучение может отводиться до 70% учебного времени, а на очное - только 30%. В связи с предполагаемым введением системы кредитов за прослушанную в формате видео двухчасовую лекцию предполагается начислять 2 кредита.

Декан стоматологического факультета ММА Ирина Макеева рассказала о методах формирования практических навыков у стоматологов. К сожалению, времени на работу с манекенами в фантомных классах отводится недостаточно. Прежде чем лечить больных, будущие стоматологи отрабатывают навыки наложения швов на тушках кур, а приемы зубоврачевания - на свиных головах. Кроме того, создано 4 учебных фильма, посвященных вопросам местной анестезии при проведении стоматологических операций.

По словам кандидата медицинских наук Александра Михелашви-ли (Институт проблем передачи информации РАН), Россия является мировым лидером по числу врачей и больничных коек, что наглядно свидетельствует о неэффективности существующей системы здравоохранения и низкой инновационной активности. Положение предлагается исправить с помощью партнерских систем для принятия решения. В частности, создана электронная система, позволяющая за 5 дней обучить расшифровке электрокардиограммы.

Подводя итоги пленарного заседания, первый проректор ММА академик РАМН Игорь Денисов назвал качество подготовки специалистов одним из главных направлений реформы медицинского образования. Особую тревогу вызывает практическая беспомощность выпускников медицинских вузов. «Есть студенты, которые ни разу не мылись на операцию, не провели ни одного бимануального обследования матки, ни разу не приняли родов», - констатировал Денисов. Необходимо установить минимум практических навыков и довести их выполнение до автоматизма. Только таким способам можно приблизиться к мировым моделям врачебной подготовки.

Работа по секциям состояла в проведении 3 мастер-классов: «Методология системного внедрения международной системы начисления кредитов в дополнительном профессиональном медицинском и фармацевтическом образовании», «Создание единого информационного образовательного пространства при отработке практических навыков» и «Бизнес-образование в здравоохранении: проблемы и перспективы».

По итогам конференции была принята резолюция с призывом к формированию единого информационного образовательного пространства медицинских и фармацевтических вузов, межвузовской кооперации и участию работодателей в «проектировании моделей индивидуальных образовательных траекторий для медицинских работников».

Болеслав ЛИХТЕРМАН.

 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru